Симптомы кризиса 17 лет

Проблема подросткового кризиса

Для того чтобы понять подростковый возраст и выбрать правильное направление и форму работы, следует отметить, что этот период относится к очень важной эпохе жизни человека или возрастному кризису. Причины, характер и значение подросткового кризиса понимаются психологами по-разному.

🔥 Моему мужу 65 лет, он барабанит меня по 5 раз в день! Перед близостью он съедает 1 чайную ложку советского...
10 часов назад
Если нет зубов, наденьте съемные виниры! C 9 августа раздают бесплатно. Получить...
6 часов назад

Многие авторы подчеркивают возможность (и желательность) свободного от суждений курса в этот период. Кризис в данном случае считается результатом неправильного отношения общества в целом к молодежи и объясняется тем, что личность не в состоянии справиться с проблемами, возникающими на этапе Нового времени (Remschmidth., 1994). Важным аргументом в пользу теории «отсутствия суждений» является то, что специальные исследования часто показывают, что молодые люди переживают этот этап развития относительно мягко (Эльконин Д.Б., 1989- Klee M., 1990- Rutter M., 1987 и др.).

Другая точка зрения авторов состоит в том, что характер курса, его содержание и форма подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Противостояние взрослым и активное завоевание новых позиций не только естественно, но и продуктивно для формирования личности подростка.

_. Еще Выготский подчеркивал, что за каждым негативным проявлением кризиса «обычно стоит позитивное содержание, которое заключается в переходе в новую форму» (Собрание сочинений, т. 4, с. 253). Имеющиеся данные убедительно показывают, что попытки взрослых предотвратить кризисные явления путем создания новых условий нужды обычно терпят неудачу. Подросток как будто вызывает запреты и «намеренно» заставляет родителей накладывать их, чтобы проверить свои силы в преодолении этих запретов в собственных усилиях по расширению границ собственной автономии. Благодаря этой встрече подросток узнает о себе и своем потенциале и удовлетворяет свою потребность в самосознании. Если этого не происходит, то плавное течение подросткового возраста и отсутствие конфликтов может усилить кризис 17-18 лет, который может быть особенно болезненным. Это может означать интеграцию «детского» поведения, которое проявляется в юности и даже в зрелом возрасте.

Поэтому положительное значение подросткового кризиса заключается в том, что через него, через утверждение взрослости и независимости, они протекают в относительно безопасных условиях и не принимают крайних форм. В результате у них формируется чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, а также способы поведения, которые позволят им в будущем справляться с жизненными трудностями.

Важно отметить, что симптомы кризиса не являются постоянными, а скорее эпизодическими, хотя эпизоды часто повторяются. Интенсивность кризисных симптомов сильно варьируется от подростка к подростку.

Подростковые кризисы — как и все важные периоды роста — проходят три фазы:.

  • 1) негативная или критическая фаза, с разрывом старых привычек, стереотипизацией и разложением ранее сформированных структур
  • 2) кульминация подросткового кризиса, которая обычно приходится на 13 лет, хотя могут быть значительные индивидуальные различия
  • 3) критическая фаза, т.е. период создания новых структур, построения новых отношений и т.д.

В этой главе рассматриваются первая и частично вторая стадии, но имейте их в виду, когда говорите о симптомах кризиса.

В литературе описаны два основных пути возрастного кризиса. Наиболее распространенным является кризис независимости. Его симптомами являются бунтарство, упрямство, негативизм, волюнтаризм, недооценка взрослых, негативное отношение к ранее выполненным требованиям, неповиновение и ревность к собственности. Конечно, на каждом этапе этот «букет симптомов» выражается в соответствующей возрасту форме. И если для трехлетнего ребенка ревность к собственнику выражается в том, что он вдруг перестает делиться игрушками с другими детьми, то для подростка это — не трогать ничего на столе, не заходить в свою комнату и, самое главное, «не лезть в душу». Сильное переживание собственного внутреннего мира — это главное богатство, которое подросток защищает и ревностно оберегает от других.

Симптомы кризиса зависимости противоположны. Это чрезмерная покорность, зависимость от старших и авторитетных фигур, а также регресс к старым интересам, вкусам и поведению.

Если кризис независимости — это революция, отход от старых норм и правил, то кризис зависимости — это возвращение к позиции индивида, к системе отношений, гарантирующей эмоциональное благополучие и чувство доверия. , безопасность. И то, и другое — варианты самоидентификации (но, конечно, бессознательной или недостаточно осознанной). Первый — «я больше не ребенок», второй — «я хочу оставаться ребенком». С точки зрения развития, первый вариант является наиболее благоприятным.

Следует также учесть, что кризисные симптомы в рассматриваемый период проявляются в основном в общении с членами семьи, родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами.

Как правило, в начальных симптомах присутствуют обе тенденции. Вопрос в том, какая из них преобладает. Одновременное присутствие как стремления к независимости, так и стремления к зависимости обусловлено противоречивыми позициями студента. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток одновременно ожидает помощи при изложении и отстаивании новых взглядов перед взрослыми, при борьбе за равные права, при попытках расширить границы дозволенного. Поддержка и защита со стороны взрослых, он (бессознательно, конечно) ожидает, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и защитят его от слишком опасных шагов. Так, рост либерального «вседозволенного» отношения часто встречается в фрустрации глухого подростка, а достаточно строгий (но спорный) запрет приводит к спокойствию и эмоциональному благополучию после того, как вызывает кратковременную вспышку негодования.

Нужно отличать его симптомы от «нормальных» особенностей возрастного кризиса, которые проявляются в патологических формах, требующих вмешательства нейропсихиатра или психиатра. Следующие критерии различают нормальные и психопатологические черты (табл. 2)

Появление симптомов подросткового кризиса (кризис независимости)

Отклонение от нормы

Отстаивание прав и стремление к независимости наравне со взрослыми умеренной интенсивности

🔥 Моему мужу 65 лет, он барабанит меня по 5 раз в день! Перед близостью он съедает 1 чайную ложку советского...
7 часов назад
МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
9 часов назад

Обостренное, гипертрофированное отстаивание равных прав со взрослыми

Противопоставление себя взрослым, связанное с желанием доказать свою независимость и самостоятельность

Оппозиция преувеличивается и достигает уровня враждебности

Симптомы приступов зависят от ситуации, а поведение достаточно гибкое, чтобы адаптироваться к ситуации

Симптомы припадка возникают без какой-либо очевидной связи с ситуацией

Относительно большой репертуар поведения

Одни и те же симптомы кризиса проявляются как клише в разных ситуациях. Другими словами, они приобретают стереотипные черты, очень фиксированы и ригидны

Симптомы приступов проявляются спорадически в виде кратковременных «вспышек».

Кризисные симптомы продолжаются.

Относительно легко поддается коррекции

Их нелегко исправить

Они схожи по интенсивности, частоте и форме с большинством одноклассников и других сверстников подростка

Они более серьезны, увлечены и искренни, чем большинство их одноклассников-подростков и других сверстников.

Они не влияют на социально адаптивное поведение.

Значительная социальная дезадаптация

Основными задачами практикующих психологов, работающих с подростками во время кризиса, являются.

  • ? Помочь подросткам понять, что с ними происходит, и выработать конструктивные способы преодоления кризиса.
  • ? Создание условий для продуктивного разрешения кризиса: объяснение родителям и учителям причин и особенностей периода, который переживает ученик, возможностей и рисков, связанных с ним, помощь в развитии оптимальной формы отношений между ребенком и взрослым.
  • ? Ранняя диагностика признаков крайних и непродуктивных форм «кризиса независимости» и «кризиса зависимости» и оказание необходимой психологической поддержки; ?
  • ? Различать «нормальные» симптомы кризиса старения и те, которые указывают на серьезные отклонения в развитии и требуют вмешательства других специалистов.

Важно также учитывать, что во время кризиса даже те дети, которые не вызывают стресса у взрослых, могут нуждаться в особом внимании и помощи психолога. Трудности, возникающие у молодых людей в этот период, нельзя ни недооценивать, ни переоценивать, но их необходимо правильно понять и оказать студентам своевременную помощь.

НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
8 часов назад
ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
10 часов назад

Читайте также