Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог
Почти все дети любят рисовать. Рисование — это отражение того, что ребенок видит и чему учится, а также его воображения. Это игра и опыт обучения. Мы часто испытываем чувство гордости, когда наши рисунки становятся все лучше и лучше, но мы мало обращаем внимания на то, что изображено на бумаге и как это нарисовано.


Психологи уделяют особое внимание рисункам, потому что, в конце концов, рисунки ребенка отражают его внутренний мир. Это связано с тем, что ребенку легче нарисовать, чем выразить что-то словами. Рисунки честно рассказывают о себе, о том, как ребенок воспринимает себя и свое окружение.
Для специалистов это также показатель умственного развития ребенка, его восприятия, моторики, развития мышления и речи, а также эмоционального состояния. Поэтому психологи часто просят детей нарисовать определенные рисунки во время консультаций. Оценка проводится в соответствии с определенными критериями. Как правило, рисуночные тесты дополняют другие методы диагностики и не являются основой для постановки диагноза. Это помогает ребенку понять, как и что он думает, как он представляет себе вещи, что он чувствует и где существуют проблемные ситуации.
На что стоит обратить внимание?
Внимательное изучение детской фотографии может помочь вам лучше узнать своего ребенка. О чем он думает и мечтает? Чего он/она боится? Как он/она видит окружающий мир?
В возрасте трех-четырех лет малыши начинают привыкать к карандашам и ручкам. Первый рисунок обычно представляет собой хорошо известное «головоногое» — круг с перекладинами (руки и ноги) и глазами. Однако рисунок ребенка в возрасте 5-7 лет уже полностью отражает как его внутренний мир, так и его восприятие окружающей среды.
Обратите внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они выражают? Какие общие впечатления создаются? Как вы думаете, какие эмоции испытывал ребенок во время рисования? Были ли они счастливы, печальны, сердиты, сожалели о чем-то?
Рекомендуется рассмотреть различные варианты оформления, так как одна картинка может быть как случайной, так и говорить о мимолетной ситуации.
О чем могут рассказать рисунки?
Психологи обнаружили, что определенные картинки могут говорить о важных вещах о детях — о семье и отношениях внутри семьи, о них самих и о том, как они видят себя в мире. И мы с вами можем открыть дверь в мир, который видит ваш ребенок.
Планирование семьи
Дети часто изображают своих отца и мать, бабушку и дедушку, братьев и сестер. Посмотрите на свою семью глазами ребенка:.
- Кто из членов семьи рисует вашего ребенка? Хорошо, когда на празднике присутствует вся семья. Например, когда детей просят нарисовать семейную картину, они могут нарисовать себя, кошку или телевизор.
- Каково душевное состояние семьи? Дружелюбны ли они?
- Рост и размер людей на рисунке — очень интересный показатель. Они могут отражать реальный рост (например, папа выше мамы) или показывать, кто является главой семьи.
- Как расположены элементы на листе? Если все члены семьи изображены вместе, а один человек изображен далеко-далеко, это может отражать реальную ситуацию («Папа уехал в командировку»). Он редко разговаривает с нами, и нам его не хватает».
Нарисовать девочку (или мальчика), похожую на вас
- Нарисовать кого-то, кто похож на вас, — тоже интересный анализ. Как ребенок воспринимает себя? О чем он мечтает и кем хочет стать?
- Обратите внимание, как ребенок рисует себя, какие части его тела и одежды изображены.
- Как ребенок располагается в группе людей — если он меньше остальных или сидит сбоку, это может свидетельствовать о трудностях в общении.
- Обратите внимание на настроение человека на фотографии.
Нарисовать детский сад / составить план занятий
Рисование ситуации — очень хороший косвенный способ выяснить, как ваш ребенок относится к детскому саду, школе, врачу, визитам и тому, что там происходит. Дети узнают много интересных деталей через картину, хотя не всегда смогут сразу об этом рассказать.
- Спросите ребенка, где он находится на картинке, что он чувствует, радуется он или грустит и почему.
- Что делают другие, и что люди делают с картинками — друзья, воспитатели, учителя.
А это уже опасно!
Иногда картина может быть признаком того, что с ребенком что-то не так и что стоит обратиться к психологу или врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз или делать заключение, основываясь только на плане. Однако есть несколько моментов, которые мы хотели бы подчеркнуть.
Вот некоторые предупреждающие признаки, которые не следует игнорировать
Обратите внимание на то, как ребенок рисует.
— Очень слабый нажим карандаша, нечеткие линии, а дети старше 5-6 лет — не могут заштриховать («закрасить») области внутри замкнутых линий (следы выходят далеко за пределы очерченной области или почти не доходят до контура).
Что это значит? Это может указывать на неврологическое, зрительное или костно-мышечное поражение или нарушение тонкой подвижности. Стоит обратить внимание на педиатров и неврологов.
— На плане человека изображены внутренние органы. Конечно, фотография сердца принцессы или принца не считается, как и фотография приема у врача. Однако если ребенок часто и подробно описывает внутренние органы, стоит проконсультироваться с психиатром.
— Не соблюдены части тела в рамках рисунка: руки и ноги не прикреплены к ботинку, части тела кажутся не связанными друг с другом, и ребенок не может нарисовать полную картину человека.


Что это значит; это может быть признаком расстройства личности или психического расстройства. Рекомендуется обратиться к детскому психологу или психиатру.
— Стереотипный дизайн: один и тот же дизайн повторяется снова и снова, с одними и теми же элементами, цветами и расположением листа.
Что это значит; это может быть признаком психологического расстройства — например, что-то очень важно для ребенка, ситуацию нельзя преодолеть и всегда изображать одно и то же. Рекомендуется обратиться к психологу.
— На плане нет ни людей, ни животных. Ребенок рисует только неодушевленные предметы и абстрактные конструкции.
Что это значит? Это может быть признаком трудностей в общении или отношениях или свидетельствовать о неврологическом расстройстве, например, расстройстве аутистического спектра. Необходимо проконсультироваться с неврологом и детским психологом.
— Большой акцент на агрессии — зубы крупных животных, огнестрельное оружие человека, изображения взрывчатых веществ, страдающие люди и животные, поврежденные здания. Многочисленные черные и красные объекты в дизайне.
Его значение; это признак сильного страха ребенка, потенциальной (или явной) агрессии, опыта насилия или следов очень расстраивающей ситуации или новостей. Поговорите о том, что рисует ваш ребенок, почему он это рисует и что это значит. Как он чувствует себя после проектирования? Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь с детским психологом.
— Человеческая травма: рисунок ребенка может отражать физическую боль, о которой он боится говорить. Посмотрите на повреждения на человеке или животном на фотографии и отметьте, где был наложен гипс. Возможно, у ребенка синяк или он чем-то обеспокоен. Спросите его об этом или исследуйте местность вместе с ребенком.
…Отказаться от полного вытягивания. Детям обычно легче делать то, что им удобно. Если потягивание затруднено по какой-либо причине, это может указывать на скрытую проблему.
Что это значит: возможно, у ребенка не развита мелкая моторика и ему действительно трудно рисовать (это вопрос для консультации с детским неврологом). Полный отказ от рисования также может быть признаком психологической проблемы. В этом случае стоит обратиться к детскому психологу.
— Обратите внимание на общий план. Если вы заметили изменение цвета или непонятное изменение темы рисунка, не стесняйтесь спросить детского психолога. Рисунок вашего ребенка может отражать его эмоциональное состояние в целом.
Рисунок – это прекрасный повод для общения!
Чаще обсуждайте рисунки вашего ребенка. Это отличный способ общения. Вы можете узнать, о чем думает, беспокоится, стимулирует и мечтает ваш ребенок.
Вы можете задавать любые вопросы. ‘Что или кого ты нарисовал?’ Почему он такого цвета? Почему объект или персонаж находится здесь? Что делает и чувствует персонаж? Кто или что отсутствует на картине?».
Иногда детям трудно сказать что-то прямо, но они могут выразить себя через картинки и истории. Это отличный способ узнать больше о своем ребенке, его внутреннем мире и о том, как он относится к другим людям. Кроме того, детям полезно учиться говорить, составлять предложения и выражать свои мысли и чувства.
Одним словом, уделяя больше внимания рисункам своего ребенка, вы сможете увидеть мир его глазами и лучше понять его.

